Нарушение слуховой функции у ребенка приводит к широкому спектру проблем
Опубликовано: 03.03.2021

Потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, от глухоты и нарушений слуха страдают примерно 360 миллионов человек. В Международный день охраны здоровья уха и слуха о соответствующих нарушениях и последствиях рассказывает главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации, заведующая «Детским центром медицинской реабилитации», врач-педиатр ГБУЗС «Городская больница №5-ЦОЗМиР» Лариса Твердохлеб.

Какая тенденция по нарушениям слуха у детей наблюдается в Севастополе за последние годы?

– За предыдущие три года количество детей с потерей слуха в городе немного уменьшилось – с 316 до 218 человек. Однако инвалидность в динамике не уменьшается: в 2020 году с нейросенсорной тугоухостью у нас 94 ребенка (2019 год – 86, 2018 год – 84, 2017г – 89).

В чем причины нарушения слуха у детей?                                                                                                                     

– Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными. 40% случаев снижения слуха происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Причиной проблем может быть низкая и экстремально низкая масса тела при рождении: если ребенок был рожден с недостатком веса, внутриутробно испытывал кислородное голодание, родился глубоко недоношенным. Еще одна причина – инфекции. Если беременная переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Гнойный менингит, менингоэнцефалит также могут привести к глухоте. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может привести к гнойному отиту среднего уха и осложнению в виде снижения слуха. Неправильная гигиена также может приводить к глухоте. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала. Проблемы со слухом возникают и при длительном воздействии шума. Берегите детей от шумных мест. Кроме того, некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении тяжелых заболеваний, например, сепсиса, малярии, туберкулеза, онкологии.

Как определить проблемы со слухом у новорожденных?

– Проблема сниженного слуха у младенца будет заметна его родителям. Главный признак – отсутствие реакции на громкие звуки – вздрагивание, плач. Если реакции нет, надо немедленно обратитесь к своему участковому педиатру. У детей старше года определить проблемы проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам. При подозрении на нарушение слуха необходимо обратиться к ЛОР врачу поликлиники, получить направление к сурдологу, которая принимает в консультативно поликлинике ГБ №5.

Какие последствия могут быть для детей из-за проблем со слухом?

– Нарушение слуховой функции у ребенка не только ограничивает возможность его общения с окружающим миром, но нередко вызывает и гораздо более тяжелые последствия – отставание в психофизическом развитии, нарушение крупной и мелкой моторики, координации движений, разнообразные эмоционально-волевые и иные психологические нарушения. В конечном счете, рано сформировавшаяся глухота и тугоухость при отсутствии должной коррекции ведет к существенному ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности во взрослом возрасте. Проблемы со слухом приводят к недоразвитию речи, мышления, памяти, внимания. Психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит значительно медленнее, чем у здоровых детей.

Как проходит процесс реабилитации таких детей?

– Во внутреннем ухе есть рецепторы слуха, воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где возникают слуховые ощущения. У глухого человека эти рецепторы погибают, в результате чего звуки не поступаю в мозг и человек не слышит. В таких случаях помогает специальный аппарат – кохлеарный имплант – система электродов, которая встраивается во внутреннее ухо с помощью хирургической операции, обеспечивающая восприятие звуков и речи путем электрической стимуляции слухового нерва. Эти устройства закупаются и устанавливаются в рамках высокотехнологичной медицинской помощи за средства федерального бюджета. Слуховые аппараты закупает Департамент труда и социальной защиты в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Вместе с тем, даже самые современные хирургические методы и технические средства не позволяют глухим детям сразу же после подключения речевого процессора системы кохлеарной имплантации или слухового аппарата адекватно различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях, поскольку они не компенсируют функцию слуховой коры, а лишь обеспечивают доставку акустической информации к мозгу. Поэтому после применения имплантационных технологий или слухопротезирования ребенок нуждается в комплексной, систематической и четко структурированной помощи по формированию и развитию слухового восприятия, речи и разнообразных невербальных навыков, необходимых для его полноценной социальной интеграции. Основная цель реабилитационных мероприятий в нашем центре – научить ребенка в слухопротезирующем оборудовании понимать речь и научиться говорить для полноценной социальной интеграции. У детей с врожденной глухотой слухоречевая реабилитация может занимать пять и более лет. Чем раньше установлен диагноз врожденной глухоты и ребенок слухопротезирован, тем легче проходит реабилитация ребенка. Примерный перечень процедур (по показаниям): развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью кохлеарного импланта/слухового аппарата на занятиях сурдопедагога; занятия с логопедом, логопедический массаж; занятия с психологом или дефектологом; санация ЛОР органов; электрофизиопроцедуры; лечебная физкультура.

Беседовала А. Прибылова